Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Профилактика тревожных расстройств актуальна для многих. Избыточная тревожность является расстройством психического здоровья, которому подвержено, по данным медицинской статистики, около 18% населения земного шара.

Профилактика тревожных расстройств: перемены в меню

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Если у человека диагностировано тревожное расстройство, часто причиной его возникновения служит стресс, а благоприятной почвой для развития необоснованных страхов могут быть особенности диеты или другие факторы образа жизни. Профилактика этих триггеров способна значительно уменьшить тревогу и содействовать психологическому спокойствию человека.

Обычные продукты, которые составляют привычное питание людей, могут дополнительно возбуждать либо тормозить нервную систему, усугубляя тревожные расстройства или облегчая патологические симптомы.

Диета, которая может стать «виновником» психоэмоциональных расстройств

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Некоторые диеты изобилуют пищей, ассоциированной с возникновением и развитием тревожных расстройств и других психоэмоциональных нарушений. Расскажем о самых распространенных продуктах, которые следует исключить из рациона или ограничить в питании для профилактики психоэмоциональных расстройств, а также об особенностях диеты для тех, кто слишком часто испытывает беспричинную тревогу.

  • Слишком много сахара в рационе.

Рафинированный сахар может вызывать быстрое повышение настроения, но за ним часто следует «катастрофа» в психоэмоциональном состоянии, с симптомами депрессии, вялостью, беспричинной тревогой.

Попробуйте «переключиться» на сладкий картофель или авокадо вместо сладостей, они имеют умеренно сладкий вкус и могут производить успокаивающий эффект.

Кофеин способен вызвать беспокойство у многих людей, особенно если увлекаться кофе и другими содержащими этот «стимулятор» продуктами питания.

Чтобы стать более спокойным, попробуйте удалить кофе из диеты, перейти на зеленый или имбирный чай в течение недели.

  • Скрытая непереносимость пищи или чувствительность.

Всем известно, что продукты-аллергены способны привести к развитию серьезных патологических симптомов и потенциально угрожающим для жизни последствиям.

Они могут быть идентифицированы при помощи лабораторных тестов.

Чувствительность к пище или непереносимость продуктов, составляющих привычное питание, также могут вызывать патологические симптомы и перепады настроения, в том числе избыточную тревогу.

Наиболее распространенным видом пищевой непереносимости является чувствительность к лактозе, яичному белку. Непереносимость клейковины, или чувствительность к глютену, для разных народов, населяющих нашу планету, составляет от 1 до 6%.

Пищевую непереносимость не показывают тесты на аллергию. Для того, чтобы определить, есть ли чувствительность к пище, увеличивает ли она тревогу, рекомендуем придерживаться безмолочной или безглютеновой диеты в течение 21 дня.

Существует альтернативная теория, объясняющая психоэмоциональную зависимость человека от питания. В аюрведической медицине существует классификация на три типа тела или доши.

Идея заключается в том, что определенные продукты способствуют либо обретению баланса, либо возникновению дисбаланса доши. К типу «Ватта» (Vatta Dosha), «Ветер», причисляют интеллектуалов, творческих людей, тонких и высоких, для которых часто бывает свойственна избыточная тревога.

Пряности и охлажденные или замороженные блюда, по мнению Аюрведы, способны увеличивать беспокойство людей этого типа.

Продукты питания для психического спокойствия

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Все системы тела и их функции взаимосвязаны. Существуют доказательства того, что раздраженный желудочно-кишечный тракт способен посылать сигналы в мозг, провоцируя изменения настроения, а продукты, которые составляют питание человека, напрямую воздействуют на его психическое здоровье.

Многие люди во всем мире ежедневно сталкиваются со стрессами, испытывают беспокойство в процессе своей повседневной деятельности. Профилактика психоэмоциональных нарушений предполагает коррективу рациона. Чтобы избавиться от навязчивого беспокойства и избыточных тревог, следует изменить диету, обогатив ее некоторыми продуктами.

Он богат магнием, минералом, который обладает сильным успокаивающим действием на нервную систему. Ряд исследований показали эффективность повышенного потребления магния в сочетании с другими методами для профилактики и лечения психоэмоциональных расстройств.

Некоторые исследователи полагают, что низкое потребление цинка, его дефицит могут приводить к появлению симптомов депрессии и тревожным расстройствам. Устрицы богаты цинком. Всего шесть штук содержат около 33 мг этого вещества, что в три раза больше рекомендуемого дневного минимума.

Лосось, сардины, треска, анчоусы и многие другие сорта рыбы обладают успокаивающими свойствами. Некоторые из них содержат лизин, незаменимую аминокислоту, которая может быть получена человеком только из пищи.

Новые исследования показывают, что L-лизин может повлиять на нейротрансмиттеры, химические вещества, которые исполняют роль почтальонов, передавая сигналы от нейронов исполнительным клеткам или другим нейронам. Он способен уменьшить базальные уровни кортизола (гормона стресса) в слюне.

В составе рыбы также содержатся омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, которые могут ослабить беспокойство и симптомы депрессии.

Фитотерапия относит овес к лекарственным растениям, которые поддерживают нервную систему и используются для профилактики и лечения тревожных расстройств (от легкой до умеренной степени), устранения негативных последствий стрессов. К этой же группе относятся:

  • лаванда;
  • мелисса;
  • пассифлора;
  • ромашка;
  • вербена.

Семена овса являются одним из самых популярных успокоительных средств (абсолютно безопасных), которое можно употреблять в пищу всем. Овсяная каша, кисель, смузи с геркулесом — отличные блюда для питания и восстановления ослабленной нервной системы, которые помогут для профилактики и лечения острой и хронической тревожности.

Микроскопические бактерии, населяющие пищеварительный тракт человека, составляют кишечную флору или микробиом.

Новые исследования показывают, что эти бактерии способны активировать нервные пути, посылая сигналы в центральную нервную систему, а это означает, что они могут влиять на психическое здоровье.

Ферментированные продукты, такие как йогурт, кефир, темпех, натто, мисо, кимчи, бочковые соленья, способны добавить ключевые нутриенты в питание микробиома.

В Университете штата Мэриленд (США) в 2014 году было проведено любопытное диету ферментированными продуктами, испытывали меньшую тревожность.

Путь к здоровью может быть очень коротким. Попробуйте сделать первый шаг для профилактики и лечения тревожных расстройств, изменив привычный рацион.

Источник: https://MedAboutMe.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/profilaktika/profilaktika_psikhoemotsionalnykh_rasstroystv_osobennosti_diety/

Статьи

Факторов, вызывающих стресс, великое множество: это резкий звук, высокая или низкая температура, колебание атмосферного давления и т.п.

Психоэмоциональный стресс является неотъемлемым элементом жизни людей в развитых странах. Все по причине ускоренного темпа жизни и работы при дефиците времени, а также непростых межличностных взаимоотношений.

Особенно тяжело воспринимаются человеком такие ситуации, которые выходят из-под его контроля. К таким относится: смерть близких, стихийные бедствия.

В это же самое время наука говорит, что жить без стресса – невозможно. Жизнь – это постоянный источник изменений и способность адаптироваться к ним.

Стрессы подразделяются на эмоционально-положительные и эмоционально-отрицательные. На бытовом языке, употребляя термин «стресс», мы как правило имеем в виду эмоционально-отрицательный тип.

Хотелось бы поделиться несколькими действенными методиками, которые помогают справиться со стрессом.

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Не позволяйте конфликтам затягиваться!

Старайтесь разрешать конфликты и недопонимания как можно скорее. Если вы целиком и полностью сконцентрированы на обиде, то выйти из стресса не представляется возможным. Постарайтесь понять, что именно за эмоции вы испытываете.

Если речь идет об обиде, гневе –скажите другому человеку, то, что вы чувствуете: «Я зол» или «Я обижен» и объясните причину. Такая честность позволит избежать неприятных последствий некорректного выплескивания ваших эмоций.

Ведь замалчивая проблему, мы не избавляемся от нее, а только лишь копим гнев внутри самих себя.

Высказывая свои эмоции, говорите как можно более определённого том, что конкретно привело в ярость, обиду.

Смейтесь! Улыбайтесь! Как можно чаще!

Не секрет, что смех – лучшее лекарство. Если вас что-то в корне не устраивает, надо либо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.

Надейтесь на лучшее

Если вы ожидаете неприятностей, то чаще всего они и случаются. Из-за беспокойства и напряжения меняется ваше поведение, вы мысленно проиграли ситуацию и неосознанно несете ее образ перед собой. Попробуйте другое, позитивное, восприятие мира, и вы поможете себе снизить свой стресс.

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Избегайте уединения с проблемами

Не бойтесь объявлять окружающим ни о том, что у вас есть проблемы, ни о том, в чем, собственно, они заключаются. Не лишайте сами себя дружеской поддержки, возможности принять и понять другую точку зрения, чувство локтя своего друга – это очень важно.

Занимайтесь спортом

Подберите себе вид спорта, который вам нравится и партнера-соперника в идеале. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накапливающийся при стрессе, использовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, избыток адреналина сделает вас раздражительным и нервным.

  • Правильно питайтесь
  • Сбалансированная, богатая витаминами пища поможет повысить сопротивляемость стрессу.
  •  Поддерживайте свои полезные привычки

Если же у вас таковых нет, не ленитесь их завести как можно скорее. Позволяйте существовать в вашей жизни чему-то, что создает ощущение размеренности и постоянства.

  1. Наряду с этим используйте следующие приемы:
  2. 1.     расслабляйтесь в любых ситуациях, как только почувствуете, что вас что-то выводит из равновесия;
  3. 2.     не копите, выплескивайте негативную энергию – при помощи спорта или прямого разговора;
  4. 3.     обязательно находите время на приятные вам мелочи и домашние дела;
  5. 4.     беседуйте с близкими людьми о трудных вопросах;
  6. Старайтесь выполнять эти правила каждый день и через некоторое время вы обнаружите, что события, которые раньше выбивали из колеи, уже не так страшны.

Источник: https://apteka-april.ru/articles/profilaktika-psikhoemotsionalnogo-perenapryazheniya/

Нарушения пищевого поведения

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Нарушения пищевого поведения – группа психогенных поведенческих синдромов, характеризующихся отклонениями при приеме и переработке пищи. К данной группе относится нервная анорексия, нервная булимия, переедание и некоторые другие расстройства. Симптомы разнообразны, включают отказ от еды, обжорство, спровоцированную и непроизвольную рвоту, применение слабительных препаратов, отрицание субъективной значимости проблемы веса. Постановка диагноза базируется на результатах беседы с психиатром и данных психологического тестирования. Лечение основано на индивидуальной и групповой психотерапии, применении медикаментов.

В Международной классификации болезней нарушения пищевого поведения выделены в отдельную рубрику «Расстройства приема пищи». Общей характеристикой группы является противоречие между физиологической потребностью в еде и желаниями пациента. Пик заболеваемости приходится на подростковый и молодой возраст.

Определяется устойчивая гендерная предрасположенность, девочки и женщины составляют 85-95% больных анорексией и булимией, 65% лиц с психологическим перееданием.

Согласно последним исследованиям, психогенные пищевые расстройства чаще развиваются у людей из благополучных семей, имеющих высокий уровень образования и доходов, у жителей экономически развитых стран.

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диеты

Нарушения пищевого поведения

В возникновении расстройств данного типа значимую роль играют психологические и физиологические особенности, социальные отношения пациента.

Конкретные причины определяются специалистом в процессе диагностики. Как правило, выявляется несколько факторов, предрасполагающих к заболеванию, и один или два, послуживших пусковыми механизмами.

Среди возможных условий развития психогенного пищевого нарушения выделяют:

  • Психологические особенности. Расстройства формируются на базе эмоциональной неустойчивости, чувства вины, заниженной самооценки, внушаемости, зависимости от мнения окружающих. В группе риска находятся подростки, переживающие возрастной кризис.
  • Микросоциальные условия жизни. Большую роль в формировании нарушений играют пищевые привычки семьи – отсутствие режима питания, пристрастие к сладким продуктам, а также методы воспитания – гиперопека, авторитаризм, использование еды как инструмента для наказания или поощрения. В подростковом и молодом возрасте значимыми становятся замечания родителей, сверстников, супругов относительно внешности.
  • Стресс. Психогенное повышение или снижение аппетита, механическое обжорство без чувства голода возникают как способы компенсации эмоционального напряжения. Постепенно изменение в приеме пищи и его результат становятся самостоятельными источниками стресса.
  • Общественные ценности. Напрямую расстройства пищевого поведения формируют навязываемые «идеалы» красоты – стройность, худоба, хрупкость. Косвенно нарушения формируются в результате повышенных требований к успешности, трудоспособности, стрессоустойчивости.
  • Наследственная предрасположенность. Генетически передаются особенности физиологических процессов, составляющих основу извращенного, сниженного или повышенного аппетита, развития полноты. К ним относится гормональный дисбаланс, нарушения передачи нейромедиаторов.
  • Психические заболевания. Психогенные синдромы часто выявляются при шизофрении, биполярном аффективном расстройстве, депрессии, психопатиях. Такие случаи отличаются выраженными клиническими признаками, стойкостью к терапии.

Патологические изменения при нарушениях пищевого поведения происходят на двух уровнях – на психическом и на физиологическом.

Первоначально формируется конфликт между базовой потребностью принимать пищу и актуальными желаниями человека, возникающими как результат социальных отношений, адаптации к стрессу, собственной самооценки и пр. Желание формирует навязчивую, сверхценную идею, определяющую мотивы и поведение.

При анорексии доминирует мысль о похудении, при нервной булимии – боязнь набрать вес, при психогенном переедании – желание расслабиться, избежать напряжения. В более редких случаях идеи носят своеобразный характер.

Например, пациент боится употреблять продукты определенного вида, считая их опасными. Вслед за психическими изменениями нарушается процесс переработки и усвоения пищи, развивается дефицит питательных веществ, витаминов, микроэлементов.

Читайте также:  ​метеозависимость: симптомы и лечение

Нарушения пищевого поведения отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенные и клинически отчетливые типы рассматриваются в МКБ-10 как отдельные нозологические единицы.

Менее изученные особенности – нервная орторексия, дранкорексия, избирательное питание – продолжают исследоваться и рассматриваются в качестве патологии не всеми специалистами.

В соответствии с международным классификатором болезней выделяют:

  • Нервную анорексию. Характеризуется доминирующей идеей снижения веса, жесткими ограничениями объемов и калорийности еды, истощением. Сопровождается риском летального исхода.
  • Нервную булимию. Проявляется приступами обжорства с последующим чувством вины и насильственным избавлением от съеденного. Вес остается стабильным либо медленно увеличивается.
  • Психогенное переедание. Обжорство возникает в ответ на стрессовую ситуацию, закрепляется в поведении как способ избавления от аффективного напряжения. Приводит к прибавке веса.
  • Психогенную рвоту. Приступы развиваются на фоне сильных эмоций. Сопровождают соматоформные заболевания, ипохондрическое и диссоциативные расстройства, беременность.
  • Поедание несъедобного неорганического происхождения. К этой группе относится поедание взрослыми мела, глины, листьев несъедобных растений. Нарушения приводят к серьезным соматическим заболеваниям.
  • Психогенная утрата аппетита. Тяга к употреблению пищи снижается при продолжительной депрессии, интенсивных переживаниях, сопровождающих психотравму. Выраженность и продолжительность расстройства напрямую коррелирует с эмоциональными нарушениями.

Симптомами психогенной анорексии являются истощение, упорное стремление к худобе, нежелание поддерживать нормальный вес, искажение образа тела, навязчивый страх прибавки массы тела. Пациенты придерживаются чрезмерно строгих диет с максимально возможным ограничением калорийности и объемов еды, принимают пищу 1-2 раза в день.

При нарушении правил «диеты» испытывают чувство вины, провоцируют рвоту, употребляют слабительные средства. Определяются признаки дисморфофобии – искаженного представления о собственном теле. Больные считают себя толстыми при реально нормальном или недостаточном весе.

Им свойственно подавленное, угнетенное состояние, замкнутость, социальная дистанцированность, чрезмерная озабоченность питанием и физическими нагрузками.

При булимии наблюдаются периодические эпизоды поглощения больших объемов пищи. За приступами неконтролируемого обжорства следует чистка – тип поведения, направленный на избавление организма от съеденных продуктов.

Больные вызывают рвоту, принимают слабительные препараты, делают клизмы, выдерживают период строгой диеты и истязают тело физическими упражнениями. Доминирует страх набора веса, недовольство внешним видом, переживание вины. Эпизоды булимии часто происходят втайне от других людей.

Цикл переедания и чистки повторяется несколько раз в течение недели.

Психологическое переедание проявляется обжорством, развивающемся при эмоциональном напряжении, стрессе. Пациенты не осознают наступление насыщения, продолжают есть до наступления дискомфортных ощущений – чувства тяжести, переполненности желудка, тошноты. При поглощении пищи они понимают, что контроль действий утрачен, но восстановить его не могут.

Чувство стыда и вины становится источником дополнительного стресса и вновь провоцирует обжорство. При психогенной рвоте приступы возникают из-за стрессовой внешней ситуации и внутренних переживаний. Извержение содержимого желудка происходит непроизвольно. Для психогенной утраты аппетита характерно равнодушное отношение к еде.

Больные нецеленаправленно пропускают приемы пищи, едят неохотно, быстро насыщаются.

При расстройствах, характеризующихся ограничением в приемах пищи, существует риск развития патологий ЖКТ, заболеваний, связанных с дефицитом витаминов, минералов, питательных соединений.

У пациентов истончаются кости, развивается остеопения, остеопороз, B12-дефицитная и железодефицитная анемия, гипотония, вялость, мышечная слабость, хрупкость ногтей, выпадение волос, сухость кожи. В тяжелых случаях анорексии нарушается работа практически всех органов и систем, возникает риск смерти.

Осложнениями психогенной рвоты и булимии являются хронические воспаления и боли в горле, разрушение зубной эмали, раздражение и расстройство кишечника, проблемы с почками, обезвоживание.

Первичное диагностическое обследование зачастую проводится спустя 1-3 года после дебюта расстройства, когда пациент обращается к врачу из-за появления соматических симптомов – нарушений работы ЖКТ, существенного изменения веса, слабости. Диагностика осуществляется врачом-психиатром, клиническим психологом, специалистами соматического профиля. К специфическим методам исследования относятся:

  • Беседа. Психиатр выясняет анамнез, симптомы заболевания. Расспрашивает об особенностях питания, отношении больного к собственной внешности, существующих стрессовых и психотравмирующих ситуациях. Беседа может быть проведена в присутствии близкого родственника, так как сами пациенты склонны отрицать наличие расстройства и лежащих в его основе психологических проблем.
  • Личностные опросники. Исследование нацелено на выявление черт характера, эмоциональных состояний, социальных проблем, способствующих развитию пищевых отклонений. Определяется неустойчивая самооценка, зависимость от мнения окружающих, склонность к самообвинению, состояние стресса, психологической дезадаптации. Используется СМИЛ, опросник Айзенка, методика Дембо-Рубинштейн, Шкала оценки пищевого поведения.
  • Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты проводятся дополнительно к опросникам. Позволяют выявить отрицаемые, скрываемые пациентом тенденции – страх прибавить в весе, непринятие собственного тела, потребность в положительной оценке окружающих, импульсивность, отсутствие самоконтроля. Применяется тест цветовых выборов, рисунок «Автопортрет», Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

С целью дифференциальной диагностики – различения психогенных расстройств с соматическими заболеваниями – назначаются консультации гастроэнтеролога, невролога, нефролога, гематолога, терапевта.

Перечень диагностических методов определяется с учетом клинической картины осложнений.

Выполняются лабораторные анализы, инструментальные исследования желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

Терапия проводится в нескольких направлениях. Специфическое лечение направлено на коррекцию эмоциональных и личностных проблем, восстановление социальных взаимоотношений, здоровых пищевых привычек. Параллельно осуществляются мероприятия по устранению физиологических нарушений, спровоцированных неправильным питанием. Комплексная помощь включает:

  • Психотерапию. Методы и техники подбираются индивидуально, определяются личностными качествами пациента и особенностями расстройства. Распространено применение когнитивно-бихевиоральной терапии, психоанализа, групповых тренингов. Проводится работа по осознанию имеющихся искаженных представлений о себе, коррекция самооценки, изменение поведения, освоение навыков совладания со стрессовой ситуацией.
  • Медикаментозное лечение. Психофармакологические препараты используются для коррекции эмоциональных отклонений, подавления или усиления аппетита. Они позволяют устранить депрессию, апатию, тревожность, стабилизировать настроение, снизить импульсивность поведения. Назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.
  • Реабилитацию. Результаты, достигнутые в ходе психотерапии и медикаментозной коррекции, должны быть закреплены в повседневной жизни. При участии родственников, друзей пациенты поддерживают здоровый образ жизни, включающий регулярное разнообразное питание, умеренные физические нагрузки.

Прогноз определяется видом расстройства, своевременностью терапии. Благоприятный исход наиболее вероятен при отсутствии других психических заболеваний (шизофрении, депрессии, психопатии), сохранности критических способностей пациента, мотивации к выздоровлению.

Профилактика включает приверженность правильному питанию с раннего детства, формирование у детей и подростков ценности здоровья, принятия своего тела, выработку навыков противостояния стрессовым ситуациям, снятия эмоциональной напряженности (занятия спортом, творчеством, корректное отстаивание собственного мнения, продуктивное разрешение конфликтов).

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/psychiatric/eating-disorders

Нарушение психоэмоционального состояния

Профилактика психоэмоциональных расстройств: особенности диетыПсихоэмоциональные расстройства

Нет никаких только психических и только соматических болезней,  а имеется лишь живой процесс в живом организме;жизненность его и состоит именно в том,что он объединяет в себе ипсихическую,и соматическую сторону болезни.
Р.А. Лурия
                                                                                                   

Психосоматические расстройства при нарушении психоэмоционального состояния — расстройства функций органов и систем, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, которая дана для определения психогенно обусловленных  состояний.

Особенности психосоматических расстройств при психоэмоциональной лабильности

  • во-первых, носит функциональный, а не структурный характер, хотя в последствии оно может стать причиной структурных изменений в организме,
  • во-вторых, вызывается неадекватным стимулом,
  • в-третьих, представляет собой неадекватную реакцию организма на стимул, чаще всего завышенную,
  • в-четвертых, зарождается в прошлом в момент происшествия, вызвавшим крайне болезненные чувства,
  • в-пятых, основывается на механизме фиксированных реакций  реакция организма на стимул всегда неизменна, т.е. в ответ на психическую травму могут повторяться функциональные изменения в одной из систем, и,
  • в-шестых, характеризуется временным сдвигом сознаниясистема координат » здесь и сейчас » отходит на второй план  больной, в определенной степени живет собственным прошлым»

Нередко эти больные вспоминают психотравмирующие ситуации из прошлого и их реакция на отрицательные воспоминания такая же, как и на неприятность произошедшую в настоящее время. Они вспоминают неприятное, чтобы изжить его и больше не повторять, а получается, что  в который уже раз сами себе наносят

В детском возрасте наиболее сильные эмоциональные реакции дают мальчики. Во взрослой жизни депрессии у  женщин случаются чаще, чем у мужчин (соотношение мужчин и женщин составляет 1:5-6 ).

Среди взрослых пациентов, число больных с  психосоматическими расстройствами или с психогенно обусловленными соматическими заболеваниями, составляет от 34 до 60% больных, т.е.

такое количество  больных страдает психическими расстройствами из числа обращающихся к терапевтам и специалистам различного профиля, не считая тех, которые идут к психиатрам.По распространенности ПСР уступают только острым респираторным заболеваниям (грипп, ОРВИ).

По данным ВОЗ, по меньшей мере один раз в жизни каждый человек испытывает депрессию и чаще это слабо выраженные депрессивные расстройства, которые,  как правило, сопровождаются вегетативными (соматическими) нарушениями.

Организм человека в течении своей жизнедеятельности подвергается непрерывному потоку влияний внешних и внутренних факторов (физических, химических, биологических и психогенных.) Эти факторы заставляют организм человека закономерно на них реагировать.

Эта реакция здоровая, необходимая , где всегда присутствует соматический и психогенный компонент в той или иной степени, в зависимости от исходного воздействующего фактора.

Эти реакции необходимы для организма в силу многих причин, своего рода, мобилизация всех органов и систем для функционирования в авральном режиме для случая надобности, чтобы не нарушить внутренние законы (комфортность, экономия, равновесие ).

В психосоматических расстройствах основным фактором воздействия является психогенный ( около 70%).

Это значит, что на первом плане реакция со стороны организма является психическая, в виде эмоциональных состояний (тревога, страх, тоска, испуг, гнев, обида, ревность, панические атаки, симптомы которых требуют лечения).

А эмоция уже запускает соматические реакции. Возможно и наоборот, когда соматическая патология запускает психоглогический компонент ( менее 20%) Все же, почему наступают расстройства?

В норме любая эмоция проходит свою стадийность: преднапряжения, напряжения, сверхнапряжения и разрешение.   Завершение или разрешение эмоции происходит только тогда,  когда фактор или уже ответная эмоция становятся не актуальными, т.е. нет надобности зааврализировать организм.

Зачастую происходит сбой в истинном определении актуальности эмоций, в силу существующих множества факторов, которые способствуют этому сбою. Таким образом эмоция зависает в сопряжении телесными или соматическими функциональными изменениями.

Эмоция становится «реле- замыкателем» в круговой цепи этих изменений. Таких «зависших» эмоций в процессе жизнедеятельности может накопиться множество в виде «капустных листьев», что изменяет организм человека на 180 град.

Организм начинает работать неэкономно, неосознанно (он становится рабом своих эмоций). Клинические проявления у таких пациентов приобретает хроническую форму, непрерывно употребляя лекарства, снижается или теряется трудоспособность.

Функциональные нарушения со временем могут приобретать органическую форму, что еще более ухудшает жизнь пациента.

Существуют обобщенные факторы, способствующие психосоматическим нарушениям:

особенности личности (фактор внутренних условий),

  • особенности психотравм (утрата значимого объекта – потеря близкого человека и мн.др.),
  • особенности онтогенеза (десоматизация, ресоматизация), т.е. особенностях возрастного развития — в детском возрасте отмечается определенная периодизация психического реагирования. Не учитывая эти периоды при воспитании детей, приводит к ПСР. Первый страх ребенок получает уже с рождения.(роды – это сильный психогенный фактор, рождение – дорога в неизвестность для плода).
  • генетическая обусловленность изменений клеток и тканей, которые реагируют своеобразно на психотравму,что может привести к психосоматическому расстройству.
  • единичные  факторов, например, перенесенное ранее заболевание, физическая травма.

Классификация психосоматических нарушений

  • сердечно-сосудистые
  • центрально-неврологические
  • абдоминальные (желудочно-кишечного тракта)
  • кожно-мышечные (суставные)
  • кожно-подкожные

Заболевания, которые носят психосоматическую природу

  • Вегето-сосудистая  дистония
  • Нейродермиты — кожные воспаления, проявляющиеся на фоне психотравмирующих событий или стресса;
  • Энурез (ночное или дневное недержание мочи);
  • Дисменорея — нарушение менструального цикла, проявившееся на фоне стресса или депрессии;
  • Синдром раздраженной толстой кишки (проявляется вздутием живота, метеоризмом, повышенным контролем стула, чередованием мучительных запоров);
  • Гипертоническая болезнь, в особенности, на начальных стадиях
  • Тиреотоксикоз — повышение функции щитовидной железы, возникающее на фоне стресса;
  • Ревматоидный артрит — на начальных стадиях и при наличии связи обострений со стрессовыми факторами;
  • Сахарный диабет — в особенности при сочетании с хронической тревогой и депрессией;
  • Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки — при формировании ремиссии;
  • Ишемическая болезнь сердца;
  • Бронхиальная астма, другие аллергические заболевания — на начальных стадиях формирования и при наличии психогенных провокаций;
  • Хроническая распространенная боль в теле;
  • Психогенные головные боли
  • Психогенные тики
Читайте также:  Как восполнить дефицит магния в организме – продукты и напитки, которые помогут

Лечение психоэмоциональных расстройств

В силу того, что клинически пациенты изначально обращают внимание только на соматические (телесные) нарушения, зачастую они обращаются к специалистам узких профилей, где им назначается и проводится соответствующая терапия по стандартным схемам, исходя из диагноза, не вникая в природу запуска нарушений. Это не значит, что следует пренебречь консультациями и рекомендациями узкопрофильных специалистов. Подход необходим комплексный, по принципу исключения наиболее опасных патологий, по принципу единства организма, по принципу индивидуальности, внимательным разбором природы запуска этих нарушений.

Во многих случаях  остеопатия прекрасно справляется с подобными нарушениями, рассматривая организм как единое целое. Система остеопатической диагностики позволяет выявить природу подобных нарушений, выявить дисфункцию и разрешить ее. Существуют техники разрешения эмоций и телесного освобождения как общего характера, так и локального.

Техники прикладываются  на оба задействованных компонента (психическую и соматическую). Принцип проведения лечебных сеансов «здесь и сейчас», в результате чего в организме запускается самоорганизующая система. Это позволяет пациентам освободиться от рабства эмоций, от телесного «панцыря».

Они становятся веселыми, жизнерадостными, свободными, раскованными и полных сил! Заново обретают СЕБЯ!!

Источник: https://nachev-medical.od.ua/psihoemocionalnie-narusheniya

Питание и психологическое состояние: связь установлена, идея пока непопулярна | Милосердие.ru

Т. Робер — Флери, «Доктор Филипп Пинель освобождает лунатиков от оков. Госпиталь Сальпетриер, Париж, 1795 год». Изображение с сайта archivesdefrance.fr

Демонизированный мировыми СМИ британский врач-гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд, утверждающий, что между мозгом и кишечником имеется связь и наше ментальное состояние во многом зависит от того, что происходит в желудочно-кишечном тракте, в одной из публичной лекций рассказал о таком эпизоде. Подвергнутый жесткой критике одним высокопоставленным медицинским чиновником, отказывавшимся понимать, как это желудок может быть связан с мозгом, Вейкфилд сказал ему:

«Приглашаю вас сегодня вечером выпить со мной пива в ближайшем пабе, и тогда я вам объясню».

Опальный гастроэнтеролог утверждает, что чиновник даже не улыбнулся! И, конечно, не пошел.

Впрочем,

влияние алкоголя и ряда других сильнодействующих веществ на мозг и, соответственно, психическое состояние и поведение человека никто не оспаривает. Между тем, реакция психики на другие вещества, поступающих в наш организм с продуктами питания, почему-то вызывает скепсис.

Большинство родителей, чьи дети страдают неврологическими и психическими заболеваниями, никогда не слышали от неврологов и психиатров о необходимости правильного питания.

Исключение составляет эпилепсия: при этом заболевании врачи нередко назначают кетогенную диету. Но и в этом случае психиатр может долго не признавать, что перед ним пациент с устойчивой к антиконвульсантам формой эпилепсии и прописывать препараты один за другим.

А уж если речь идет не об эпилепсии, а, например, об аутизме, врач в лучшем случае отнесется к диете, которую решили ввести ребенку родители, как к относительно безобидной форме самолечения. И назначит лекарства.

Основатель современной психиатрии французский врач Филлип Пинель написал еще в 1807 году: «Первичная основа безумия лежит в районе желудка и кишечника».

А Гиппократ, живший более чем на 2 тысячелетия раньше, говорил: «Пусть пища будет твоим лекарством, а лекарство — пищей».

Мы перекормлены, но недо-насыщены

Что ж, не будем приуменьшать роль медикаментов. В целом ряде случаев без них не обойтись, особенно, если речь идет о взрослых с деструктивным поведением. Но о том, что их эффективность куда более скромная, чем хотелось бы и врачам и пациентам, пишут отнюдь не диетологи, а ученые-медики, подкрепляя свое утверждение ссылками и на профессиональный опыт, и на серьезные исследования.

Статья экспертов Международного общества нутрицевтической психиатрии, опубликованная в престижном медицинском журнале «Ланцет», посвящена именно этой коллизии.

Группа ученых из разных стран проанализировала данные десятков научных работ, посвященных связи диет и употребления различных добавок витаминов, минералов и других питательных веществ с риском депрессии, тревожного расстройства и других психических отклонений.

  • Что заставило их обратиться к этой теме? Очень простое соображение:
  • фармакологическая индустрия уже много десятилетий львиную долю ресурсов бросает на создание все новых и новых антипсихотиков и антидепрессантов, между тем, материальная и моральная цена психических заболеваний для общества в большинстве стран мира продолжает расти.
  • Быстрая урбанизация и серьезный сдвиг в стиле жизни, включающем структуру питания, физическую и социальную активность, связан с ростом случаев депрессии, тревожного расстройства и других психических заболеваний.
  • При этом физическое и психическое здоровье или, в нашем случае, нездоровье, идут рука об руку, и общей детерминантой того и другого выступает не что иное, как особенности питания.
  • На данном историческом отрезке развития человечество находится в уникальной ситуации: как в развитых, так и в развивающихся странах большинство населения потребляет высококалорийную пищу с низким содержанием питательных веществ, витаминов и минералов.

Мы перекормлены, но недо-насыщены. Многие из нас живут с переизбытком сахаров и транс-жиров, поступающих с пищей, но с недостатком витаминов группы В, цинка и магния, то есть веществ, которые абсолютно необходимы не только для физического здоровья, но и для психического.

Человеческий мозг функционирует за счет интенсивных обменных процессов, он использует значительную часть суммарной энергии организма и потребляемых им питательных веществ. И структура этого самого сложного органа, и его работа (включая внутриклеточную и межклеточную коммуникацию) во многом зависит от аминокислот, жиров, витаминов, минералов и микроэлементов.

Все больше данных современная наука получает о связи иммунной системы с нервной, а ведь то, как функционирует иммунная система, сильно зависит от соответствующих нутриентов. И, наконец, система антиоксидантной защиты клеток, которая нарушена, например, при аутизме и других расстройствах, так же опирается на ко-факторы и фито-элементы, поступающие в организм извне.

Здоровое питание снижает риск депрессий

Целый ряд эпидемиологических исследований демонстрируют связь между здоровым питанием и снижением риска депрессии и самоубийства.

Например, вот этот мета-анализ демонстрирует снижение риска появления когнитивных проблем и депрессии у тех, кто придерживается средиземноморской диеты, богатой фруктами и овощами, и не содержащей больших количеств типичных для западной диеты полуфабрикатов. Что еще интереснее, особенно эффективной в снижении риска депрессии эта диета оказалась в сочетании с регулярным употреблением в пищу орехов.

А вот японское исследование 2013 года, также демонстрирующее преимущества диеты с высоким содержанием растительной пищи  Ученые в течение 4 лет наблюдали за 40 752 мужчинами и 48 285 женщинами. Их разделили на 3 группы в соответствии со структурой питания, которой они придерживались: западная диета, традиционная японская диета и диета, названная исследователями разумной.

Разумная диета содержала большое количество овощей и фруктов, картофель, продукты из сои, грибы, водоросли и рыбу. Именно в этой группе количество самоубийств за 4 года было снижено по сравнению с базовыми показателями, остальные 2 группы такого снижения не продемонстрировали.

Имеются и научные работы, установившие связь питания беременных женщин, детей и подростков с их последующим ментальным здоровьем.

В крупном норвежском исследовании, длившемся с 1999 по 2008 годы, ученые поделили 23000 беременных женщин на тех, кто придерживался здоровой диеты, и тех, кто питался неправильно.

После того, как были сделаны поправки на пол, склонность матерей к депрессии и другие факторы, способные оказать влияние на ментальное здоровье детей,

  1. ученые обнаружили, что дети матерей из группы нездорового питания гораздо чаще имели эмоциональные и поведенческие проблемы в раннем детстве.
  2. Аналогичные результаты были получены и голландскими учеными.
  3. Есть данные и о связи питания и ментального здоровья детей и подростков.
  4. Например, вот этот мета-анализ исследований, проведенный австралийскими учеными, выявляет все ту же закономерность: психическими расстройствами чаще страдают те дети и подростки, чья диета не может быть названа здоровой.

Витамины-психокорректоры

Немало статей появляется в последнее время об ограниченной пользе или даже вреде витаминов и прочих пищевых добавок. К сожалению, недостаточно четко звучит в них важная мысль: дело в балансе.

Нет смысла дополнять диету фармацевтическими витаминами, минералами и прочими нутриентами, если все они и так входят в структуру питания, если человек потребляет их с пищей и обменные процессы в его организме исправно работают.

В этом случае все необходимое будет получено и усвоено.

Другое дело, когда вследствие проблем со здоровьем человек вынужден ограничить себя в потреблении каких-то полезных продуктов, либо не способен метаболизировать получаемые питательные компоненты. Тогда приходится принимать фармакологические добавки.

Что же касается заболеваний психических, то препараты, используемые в их лечении, далеко не безвредны, а потому разумнее сделать выбор в пользу приема нутриентов, а не лекарств, в тех случаях, когда витамины, минералы, аминокислоты, либо какие-то еще добавки помогают снижать проявления симптомов.

Существует массив данных, демонстрирующих положительный эффект целого ряда добавок на течение ментальных заболеваний. Это Омега-3 жирные кислоты, S-Аденозилметионин (SAMe), N-ацетил цистеин (NAC), цинк, витамины группы В (включая фолиевую кислоту), витамин D.

  • Омега-3 жирные кислоты оказываются эффективными при лечении биполярного расстройства, посттравматического стресса, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, психозов.
  • S-Аденозилметионин (SAMe) проявил себя как антидепрессант, пройдя в этом качестве клинические испытания.
  • N-ацетил цистеин (NAC) способен облегчить течение болезней Альцгеймера и Паркинсона, аутизма, обсессивно-компульсивного расстройства, полезен при борьбе с аддикцией к курению и наркотикам.

Цинк показал себя и эффективной добавкой к лекарству, и как самостоятельный агент в борьбе с депрессией, однако его полномасштабные клинические испытания пока не были проведены.  Это же относится и к фолиевой кислоте.

  1. Многие психические заболевания сопровождаются низким уровнем витамина D, который оказывает важное влияние на развитие структуры мозга и его работу.
  2. Особенно опасен недостаток этого витамина на ранних этапах формирования мозга, что, по мнению австралийских ученых, может стать одним из факторов, приводящих к таким расстройствам, как аутизм и шизофрения.
  3. Сравнительно недавно была установлена связь между низким содержанием витамина D в организме и депрессией, а также болезнью Альцгеймера.
  4. К сожалению, клинические испытания витамина для лечения этих заболеваний пока что не были проведены, что не исключает его использования в тех случаях, когда уровень D у пациента снижен.

Как же нам питаться?

Те, кто внимательно читают эту статью, уже задались вопросом: что же дальше? Будут ли меняться установки врачей? И как же нам питаться, чтобы снизить риск психических отклонений у себя и у детей?

Авторы статьи в «Ланцете» считают, что медицинская наука должна активно работать в этом направлении.

Прежде всего, в ситуации, когда население развитых стран самостоятельно, без всяких рекомендаций врача, пьет витамины и прочие добавки, необходимо тщательно изучить, кому, как и когда их нужно принимать.

Полученные данные должны быть доведены до сведения врачей, которые смогут дать своим пациентам научно обоснованные рекомендации.

Правительства стран, по мнению ученых, должны проявлять большую заботу о качестве питания населения. Важное звено в этой цепи — контроль качества продукции пищевой индустрии, однако не менее важно доводить до граждан информацию о том, как питаться правильно.

Что же можно сказать сегодня по этому ключевому вопросу?

Существуют специфические диеты, рекомендуемые при ряде физических и психических заболеваний, о  некоторых из них Милосердие уже писало. Если же вы ничем не болеете и хотите сохранить свое телесное и ментальное здоровье, то вам нужно соблюдать ряд простых рекомендаций.

Прежде всего, сильно ограничьте продукты индустриальной переработки: колбасы, сосиски, замороженные полуфабрикаты (пицца, наггетсы, блинчики и т.д.), промышленные йогурты и десерты с долгим сроком хранения. Еще лучше — откажитесь от них совсем.

  • Возможно, вам жалко тратить время на приготовление пищи, но лучшие котлеты — это те, которые были приготовлены из собственноручно перемолотого свежего куска мяса, похуже — из покупного свежего фарша, и совсем нездоровая пища — замороженная котлета, смолотая на фабрике из сомнительных частей животного, сдобренная большим количеством вкусовых добавок.
  • Сократите до приемлемого минимума сахар и сладкое, кроме фруктов.
  • Значительную часть вашего рациона должна составлять растительная пища: фрукты, овощи, орехи, семечки.
  • Мясо является важным источником качественного белка и витаминов группы В, а потому употребление его в пищу 4-5 раз в неделю вполне оправдано и даже полезно.
  • Особенно важны продукты животного происхождения в питании маленьких детей на этапах формирования всех органов и систем, включая структуры мозга.
  • Есть данные о том, что люди, которые регулярно едят красное мясо, реже страдают от депрессии.
  • Продукты животного происхождения, в том числе яйца, важны как источник триптофана, аминокислоты, являющейся предшественником серотонина, недостаток которого наблюдается при депрессии.
  • Рыба является важным источником витамина D и омега-3 жирных кислот, однако в современной экологической обстановке она становится не вполне безопасным продуктом.
  • Избегайте крупных видов рыб (например, тунца), предпочитайте морскую рыбу той, что выращена в рыбоводческих хозяйствах.
  • Последовав этим рекомендациям, вы значительно снизите для себя и своей семьи риск как физических заболеваний, так и депрессии, тревоги, ранней деменции.
Читайте также:  Что такое щелочная диета и почему она подходит для вашего похудения

Это гораздо более разумный подход к здоровью, чем надежда на новые эффективные лекарства. Каких бы высот ни достигла медицинская наука и фармакология, завет Гиппократа никогда не перестанет быть актуальным.

  1. Диеты, которые влияют на аутизм: то, что нам доступно и дает шанс на успех
  2. Мясо как угроза: полезно ли быть вегетарианцем?
  3. Есть мясо

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/pitanie-i-psihzabolevanie-svyaz-ustanovlena-ideya-eshhe-nepopulyarna/

Методическая разработка (младшая группа) по теме: профилактика психоэмоциональных расстройств у детей раннего возраста | Социальная сеть работников образования

ПРОФИЛАКТИКАПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ

У детей

РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Учёт психического состояния ребёнка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Гармоничным мы можем назвать такое воздействие человека с окружающей жизненной средой, при котором сохраняются его здоровье, способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного развития.

В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.

По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.

Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно-психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня).

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности ффизического и психического здоровья детей раннего возраста — это:

  1. лечебно-профилактическая работа;
  2. обеспечение психологической безопасности личности ребёнка;
  3. оздоровительная направленность образовательного процесса;
  4. социально — педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей.
  • Лечебно-профилактическая работа включает организацию физиолечения, массаж, фитотерапии, витаминотерапии, лекарственной терапии, закаливания, сна, лечебного и диетического питания; тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
  • Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
  • Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребёнка во время образовательных занятий.
  • Адаптивная модель организации педагогического и образовательного процессов предусматривает введение элементов семейного воспитания в практику работы дошкольного учреждения, а также наличие дифференцированных и индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения развития самых маленьких наших воспитанников.
  • При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:
  1. ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребёнка;
  2. учётом направленности его интересов;
  3. обеспечением свободы выбора и волеизъявления;
  4. безоценочным подходом к детям.

Ориентация на «зону ближнего развития» исключает усредненный подход к ребёнку и способствует устранению эмоционально-интеллектуальной напряженности, возникающей у него, если повышены пределы доступности воспринимаемого им материала. Гуманистический принцип безоценочного подхода служит одним из важнейших условий обеспечения позитивного состояния нервной системы малышей.

Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей из проблемных семей заключается в организации работы с семьями группы риска и малышами, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (например, если адаптация проходит очень тяжело).

Общеизвестно Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в ДОУ. Здоровье и основанная на нём жизненная целостность организма могут стать точкой приложения усилий не только медиков, но и педагогов.

Первым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми раннего возраста является развитие творческого воображения. Так, имитируя позу «кошечки», ребёнок естественно преображается. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие «кошачьи» черты.

Они преломляются сквозь призму детского воображения, и вот уже малыш пластично выгибаем спину, урчит, ползает на коленках. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленках, локтях и пальцах.

В позе «кошечки» ребёнок чувствует себя комфортно и непринужденно — именно в такой позе он находился в утробе матери.

В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно — тепло», они опять же силой собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма.

Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребёнка, обращается к малышам: «Ваня! Саша! Даша! А где у нас горчичники? Давайте поможем Катеньке!» Малыши желающие помочь заболевшей девочке, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают прогревать намного эффективнее, чем настоящие.

Может показаться удивительным, но наблюдения свидетельствуют о том, что дети при этом не заражаются и не заболевают. Энергия позитивного и сильного эмоционального порыва создаёт своеобразный иммунитет.

Второй принцип оздоровительно-развивающей работы — это формирование осмысленной моторики. Выдающийся ученый А. В. Запорожец в своих классических исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

Так, постановку осанки у ребёнка должно предварять формирование ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве.

Наряду с этим творческий, развивающий характер должны носить и собственно упражнения для коррекции осанки (напряжения и расслабления мышц спины с изображением движений разных животных — медведя, лисы, зайчика, бабочки и т. д.).

Третий принцип оздоровительной работы — создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребёнка в различных видах деятельности. Иными словами, что бы ребёнок ни делал — это должно доставлять эму радость и удовольствие.

Четвёртый принцип — воспитание способности к сочувствию и сопереживанию (например, с «живыми горчичниками», приведенный выше).

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Воспитателю необходимо помочь новичкам преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти способности и легли в основу перспективного планирования работы по теме: «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста».

Воспитатель приступает к работе по данной проблеме сразу после прихода малышей в детский сад.

Именно в этот момент они пребывают в стрессовом состоянии, вызванным расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.

И проводится эта важная работа в течение всего учебного года, пока ребёнок находится в данной возрастной группе, а затем продолжается и в дошкольных группах.

Ранний возраст — особый период становление органов и систем, формирование их функций, прежде всего функций мозга. Раннее детство имеет свою специфику.

Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером.

Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Ещё одной особенностью раннего возраста является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему.

Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций — залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.

Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно выполненных действий соответствуют потребностям растущего организма в движении. Применение лечебных игр способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, повышению эмоционального тонуса детей.

В весьма раннем возрасте начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны. Театр — всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательными сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им.

В игре-драматизации вырабатывается правильное и чёткое произношение звуков, снижает закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика.

Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира.

Для этой цели мы приобрели аудиокассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными, маршами.

Большое значение в профилактике психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьёй. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, психологических, педагогических, юридических, экономических…

Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребёнком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходимо преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, ещё не укоренилось в сознании значительной части современных родителей.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у членов семьи приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.

Свои эмоции родители привычно выплёскивают на детей, при этом в вину ребёнка ставят как внешние проблемы, так и домашние.

Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Родители, впервые приведшие ребёнка в детский сад, получают у нас анкеты «Готовность ребёнка к поступлению в ДОУ» и памятку «Психологические особенности детей раннего возраста».

Проводимая профилактика психо-эмоционального напряжения у детей раннего возраста дала положительные результаты. В настоящий момент уровень детей с легкой степенью адаптации повысился на 30%.

Таким образом, работа воспитателя целиком и полностью направлена на то, чтобы дети, впервые переступившие порог детского сада, чувствовали себя уверенно и испытывали только положительные эмоции.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя.

С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровья ребенка несет воспитатель, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь ребенка, организовать его внимание.

Он должен уметь наблюдать  и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Также воспитатель должен уметь проектировать развитие формирующейся личности каждого ребенка, управлять поведением детей в сложной для них период привыкания к условиям детского сада.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/27/profilaktika-psikhoemotsionalnykh-rasstroystv-u-detey-rannego-vozrasta

Ссылка на основную публикацию